Дахова Лариса Степановна. Персональный сайт педагога
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителямиФакторы, от которых зависит течение адаптационногопериода<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
Возраст- один из факторов,влияющий на характер адаптации ребенка к новым условиям. Этот фактор имеетглубинную связь с привязанностью ребенка к маме и возникающими на этой основеневротическими формами поведения. Обычноребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Чем младше ребенок, темзначимее и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь из “рук” родителей,именно они играют главную роль в создании того образа мира, который позволитребенку со временем выйти из “гнезда”, найти свое место среди людей, научитьсяжить в ладу с самим собой и окружающими. Состояние здоровья- Физическоесостояние как фактор, влияющий на адаптацию. Прежде всего характер адаптации связан сфизическим состоянием ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладаетлучшими возможностями, он лучше справляется с трудностями. Дети нервно исоматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и плохой сон,испытывают, как правило, большие трудности в период адаптации. Частыезаболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозитьпсихическое развитие. Отсутствие правильного режима и достаточного сна приводитк хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хужесправляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовоесостояние и, как следствие этого, — заболевание. Умение общаться совзрослыми и сверстниками -
Большое влияние натечение адаптации оказывает и отношение ребенка к ровесникам. Дети, которые струдом привыкают к детскому учреждению, часто сторонятся сверстников, плачутпри их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумениеобщаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов совзрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода. Сформированность предметной и игровойдеятельности - Не менее важнымфактором, влияющим на характер адаптации, является степень сформированности уребенка общения с предметной и игровой деятельности.Входе делового общения у ребенка формируются особые связи с окружающими людьми.На смену непосредственным, эмоциональным контактам младенца с матерью, которыеимеют избирательный характер, интимную, личностную основу, приходят контакты, вцентре которых стоит предмет. Практическое взаимодействие с предметами и сигрушками более безлично. Для него не так важна эмоциональная близостьпартнеров, ведь всё его внимание сосредоточено на предмете. Конечно, любойребенок скорее предпочтет игру с близким человеком, чем с незнакомым, но еслион умеет налаживать деловые контакты, то ему легче отвлечься от личностипартнера, а следовательно — легче общаться с посторонними, чем ребенку,владеющему одним только опытом личностного общения. Это означает, что процессадаптации будет протекать более благополучно у малыша, владеющего навыкамиделового общения, связанного с предметами. Установлено, что дети, которыеиспытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, чаще всего имеют всемье преимущественно эмоциональные контакты со взрослыми. Психологи выявиличеткую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и егопривыканием к детскому учреждению. Легче всего адаптация протекает у малышей,которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками.Впервые попав в детский сад, они быстро откликаются на предложение воспитательницыпоиграть, с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие детиупорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому.Они любят вместе с ним решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрешку,элементы конструктора. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет трудавойти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необходимыми для этогосредствами. Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкаютк детскому саду, является низкий уровень предметной деятельности, в том числеигровой. Их действия с предметами чаще имеют характер манипуляций, игры ссюжетными игрушками не увлекают их, они бедны по содержанию и по составуигровых действий. Возникающие трудности либо оставляют ребенка равнодушным,либо вызывают слезы или капризы. Приближенностьдомашнего режима к режиму детского сада- В период адаптации важно предупреждать возможность утомления илиперевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей.Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим,окружающие взрослые, дети, обстановка, пища - очень хотелось бы, чтобывоспитатели к моменту прихода нового ребенка в группу знали как можно больше оего привычках и старались по возможности создать хоть некоторые условия, схожиес домашними (например, посидеть с ребенком перед сном на кровати, попроситьубрать игрушки, предложить поиграть в лото). Условия уверенности и спокойствия ребенка - это систематичность,ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима. Использование традиционных форм работы сродителями
Посещение семьи ребенка
Для приобщения родителей к педагогической литературецелесообразно создавать папки-передвижки,подбирая в папки статьи на определенную тематику. Однако следует помнить, чтовсякий раз нужно побеседовать с родителями по прочитанной литературе, выяснить,что заинтересовало, что можно позаимствовать для воспитания ребенка.
Родительские собрания
Выставки– это наглядная форма предоставления информации. Они знакомятродителей с ожидаемыми или уже прошедшимимероприятиями в группе, детском саду (акциями, конкурсами, экскурсиями ипраздниками).
По-прежнему значимым вектором работы остаетсяпроведение совместных с родителями Праздников иразвлечений. Это и спортивныесоревнования «Папа, мама, я - спортивная семья» и праздники, посвященные Международномуженскому дню 8 марта, 23 февраля, 9 маяи др. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себяеще неизвестные стороны их интересов, увлечений, талантов Одной изформ сотрудничества с родителями являетсяРабота с родительскимкомитетом. Родительский комитет работает на основе Положения ородительском комитете. Он совместно с руководителем и под его руководствомпланирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическомуобразованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитаниидетей, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества ДОУ и семьи.Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общийродительский комитет ДОУ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ СРОДИТЕЛЯМИ. К ним относятся Сайт детскогосада На сайте содержится информация для родителей: онаправлении работы ДОУ, об оказании услуг. С помощью сайта учреждения родителимогут получить интересующую их информацию, связанную с адаптацией детей;высказать свои пожелания, написать отзывы о работе ДОУ. Сайт направлен навыявление интересов и запросов родителей. В каждой группе педагогами оформляются Фотовыставки ифотомонтажи, где размещаетсяинформация о жизни группы, успехах отдельных детей, конкурсах. Там же помещаютсяфотографии, продукты коллективного детского творчества. Проведение акций Такая форма совместной деятельностиимеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся нетолько принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными,видя, как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшеннуюдома игру, а любимая книга стала еще интереснее и звучит по - новому в кругудрузей. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция"Подари книгу другу". Благодаря такой форме работы с родителями можетобновиться и пополниться библиотека группы. Одна из форм информационно-аналитической работы – почта доверия.Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своимиидеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, педагогу илиметодисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятсятемой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно. Проведениемастер-классов- Собрание,на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей.Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждомупровести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимсяродителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В концесобрания подводится итог. «Круглый стол» с родителями
Презентации – помогают родителям познакомиться сосновными формами работы детского сада с семьей в период адаптации. Полученныезнания родители могут применять ввоспитании детей в семье, тем самым облегчить адаптационный период пребываниясвоего ребенка в ДОУ. Выпуски семейных газет и плакатов Газеты и плакаты помогут сделатьинтересный семейный опыт доступным для всех желающих, а тех родителей, которыене очень интересуются проблемами воспитания, тем или иным способом вовлечет всовместную с воспитателями и детьми работу. Родительскаягазетаоформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизнисемьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например,"Выходной день семьи", "Моя мама", "Мой папа","Я дома" и т.д Проведение тренинга и деловой игры В процессе этих игр участники не просто "впитывают" определенныезнания, а конструируют новую модель действий,отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаютсяпроанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Тренинговыеигровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способамвзаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему иобщения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый вигровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины. Продолжая тему познавательных нетрадиционных формработы с семьей, хотелось бы подробнее остановиться на совместных прогулках и экскурсиях.Ежегодно педагогами планируется несколько масштабных экскурсий. Всегда первымипомощниками в их организации выступают родители. Ничто так не сближает, каксовместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие. По итогамвсегда издается буклет с фотографиями, по возможности делается видеозапись. Спомощью буклета родители, не посетившие экскурсию, могут ознакомиться с еесодержанием. Брошюры, листовки и буклеты.
Когда нехватка времени или сложности с графиком работыродителей мешают вам встретиться с ними лично; если у вас нет телефона или выхотите обсудить какой-либо вопрос лично, то поддерживать контакт с родителямивам помогут эти формы письменного общения. Они помогают родителям узнать одетском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общуюинформацию о нем. Родители могут обращаться к пособиям в течение всего года. Ихможно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать родителейинформацией об особых мероприятиях, изменениях в ДОУ. Выставкасемейных реликвий – это такие предметы в семье или роду, которые передаются изпоколения в поколение ( бусы, шкатулки, амулеты, статуэтки и др.). Сегодня не часто случается услышать осемейной реликвии. Может быть потому, что люди стали забывать своих предков, свои семейные традиции. Выставка семейных реликвий помогает с ранних лет понять детям, что жизньчеловека бесконечна, если о ней помнят потомки.
18 ноября 2016 в 15:46
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.